Прикорм и докорм при грудном вскармливании

Введение прикорма и докорма

Очень часто можно услышать от молодой мамы, что она прикармливает месячного малыша. И эта фраза вводит в заблуждение, так как прикорм следует вводить по достижению ребенком 6-ти месячного возраста. А вот докармливать, если маминого молока не хватает можно и раньше. Будем разбираться!

Докорм – когда грудного молока не хватает или ребенок не может (не хочет) сосать грудь и необходимо давать малышу сцеженное грудное или донорское молоко или адаптированную смесь. Это понятие правомерно использовать лишь при смешанном вскармливании.
Прикорм – все то, что ребенок первого года жизни употребляет, за исключением грудного молока или смеси. Таким образом, постепенно привыкает к взрослой пище.

Докармливаем с умом

Нельзя хвататься за бутылочку при первом крике ребенка. Докорм — штука серьезная и необоснованно его лучше не применять. Докорм может быть необходим при реальной нехватке молока и эта нехватка должна быть подтверждена как минимум двумя показателями: недостаточная прибавка веса за неделю или месяц и количество мочеиспусканий.

Что касается веса, то от рождения до 6 месяцев малыш должен прибавлять по меньшей мере 18 гр. в день (125 гр. в неделю, 500-550 гр. в месяц). Прибавка за первый месяц считается от минимального веса, а не от веса при рождении. Взвешивания ребенка до и после кормления не информативны.
Количество мокрых пеленок также очень важный показатель, как количества молока, так и общего состояния малыша. От рождения ребенок должен писать столько раз, сколько ему дней плюс еще один попис. Эта схема работает до 10-12 дня жизни. Далее минимальной нормой становится 12 пописов в сутки. А в идеале — 17-18 (при условии, что нет докармливания или допаивания водичкой), и так до 6 месяцев.

Мочеиспускания можно посчитать двумя способами:

1.Тест на мокрые пеленки. Мама снимает подгузник и оставляет ребенка в штанишках или пеленках и меняет их по мере необходимости.
2. Взвешивание подгузников. Мама складывает в пакет использованные за сутки одноразовые подгузники и взвешивает его на детских весах. Во второй пакет кладется такое же количество чистых подгузников. Разница между мокрыми и сухими подгузниками должна быть минимум 360 мл., так как считается, что 1 попис= 30 мл., а
12 * 30= 360
Тест на мокрые пеленки делается каждые 3-4 дня, таким образом можно регулировать необходимый объем смеси, пока не наладится исключительно грудное вскармливание.
Если уже есть какой-либо докорм, нужно знать точное количество съеденного за то время, когда проводился тест.

Пример расчета докорма

Докорм для ребенка – лекарство, и как любое лекарство, ее нужно давать по часам, примерно раз в 3-3,5 часа. Причем необходимый объем лучше распределить на несколько кормлений в течении дня, а ночь оставить на сосание груди. Грудь, как основной источник полезной пищи для малыша, нужно давать и до, и после докорма. То есть получается, что кормление грудью и докорм — 2 различных процесса.
Поскольку докорм нельзя давать хаотично, нужно понять какое именно количество необходимо добавить или убрать. Для этого можно произвести нехитрые расчеты.
Вариант 1 (уже есть докорм смесью)
К примеру, тест на мокрые пеленки показал, что ребенок пописал 18 раз в сутки, при этом он выпил 270 мл смеси.
1 попис = 30 мл. Минимальная норма мочеиспусканий = 12. (12*30 = 360 мл.)
18*30мл = 540мл
540мл — 360 мл = 180мл (лишняя смесь)
270 мл – 180 мл = 90 мл (необходимый объем смеси, лишнюю – убрать, чтобы не было переедания)
Вариант 2 (докорма смесью еще нет)
К примеру, тест на мокрые пеленки показал, что ребенок пописал 9 раз в сутки.
1 попис = 30 мл. Минимальная норма мочеиспусканий – 12. (12*30 = 360 мл.)
9*30мл = 270 мл
360мл – 270 мл = 90мл (объем смеси, который необходимо ввести)

Как и чем докармливать?

Докармливать лучше альтернативным способом, так как при кормлении из бутылочки ребенок сосет совсем иначе, что может впоследствии сказаться на правильности сосания и эффективности опорожнения груди, а также повлечь отказ. Самые распространенные альтернативные варианты – докорм из ложечки, чашки и шприца без иголки.
Если ребенок мало, неэффективно сосет грудь или вообще проявляет отказное поведение, то конечно, лучше давать ему сцеженное молочко. Если же грудного молока не хватает, то на помощь может прийти донорское или адаптированная детская смесь. Коровье, козье и т.д. молоко лучше не использовать.

Время прикорма

Согласно рекомендациями Всемирной Организации Здравоохранения, идеальный возраст для введения прикорма – 6 месяцев. Организм ребенка первого полугодия жизни не приспособлен к усвоению взрослой пищи. В пищеварительной системе недостаточно нужных ферментов, присутствует выталкивающий рефлекс, незрелая нервно-мышечная координация и, как правило, отсутствие зубов. Именно поэтому раннее введение прикорма может быть чревато расстройствами стула, болями в животе, проявлением аллергии и другими неприятными последствиями.

Как и чем прикармливать?

На сегодняшний день существует два кардинально разных подхода к введению прикорма: педиатрический и педагогический.
В последнее время педагогическом прикорм набирает все большую популярность. И это не удивительно, так как мамы все чаще поддерживают принципы естественного родительства и ставят во главу угла приоритеты удобства и простоты.
Прикорм дается следующим образом: во время еды ребенок находится у мамы на руках. Если он заинтересовался каким-либо продуктом, мама дает ему микродозу (она примерно равна спичечной головке). Если продукт пришелся по вкусу малышу, разрешается дать 3–4 микродозы за раз. С каждым днем количество продукта увеличивается. После еды нужно приложить малыша к груди.

Педиатрический прикорм предполагает постепенное введение продуктов по определенной схеме. Начинать нужно с какого-то конкретного продукта. Встает вопрос, как выбрать продукт для первого прикорма? С одной стороны – ребенку сложнее перенести резкое изменение состава продукта, поэтому более логично будет начать с кисломолочных продуктов, которые ближе по составу к привычной еде грудничка (молоку или смеси). Но с другой стороны – по количеству минеральных веществ, солей и витаминов овощные и фруктовые пюре гораздо полезнее, кроме того, они помогают бороться с запорами. А если кроха плохо набирает вес или имеет неустойчивый стул, более разумно будет начать с прикорм с безмолочных каш (гречневой, рисовой, кукурузной). Словом, выбор первого продукта осуществляется совместно с педиатром, исходя из индивидуальных особенностей малыша.

Независимо от того, с какого продукта начинается педиатрический прикорм, он имеет несколько важных правил:
— сначала водятся однокомпонентные продукты и только с 8–9 месяцев – многокомпонентные;
— все вводимые продукты имеют консистенцию пюре;
— первый раз малышу предлагается 1 чайная ложка пюре, после чего его докармливают грудью или смесью.
Если малыш хорошо перенес продукт, его объем необходимо каждый день увеличивать в геометрической прогрессии. К примеру, день 1-й – 10–15 мл, 2-й – 20–30 мл, 3-й – 40–60 мл и т.д. Таким образом, в течение недели можно заменить прикормом одно кормление. Если в процессе у малыша возникают проблемы (нарушение стула, аллергия), то необходимо уменьшить дозу продукта либо на время исключить его из рациона.
Если новый продукт вызвал реакцию: кожная сыпь, изменение консистенции стула, нарушение сна, или особенности поведения, значит, этот продукт ребенку не подошел и нужно с ним повременить как минимум до полного исчезновения всех неприятных симптомов.
Еще один частый вопрос, который встает во время введения прикорма: покупать или готовить? Решение родители должны принимать только исходя из своих возможностей. Готовое детское питание производится из проверенного сырья, по определенным технологиям в соответствии со строгими нормами. Кроме того, оно имеет оптимальную консистенцию и витаминно-минеральный состав. Минус, пожалуй, только один – финансовые затраты.

Основные правила успешного прикорма:

– грудное молоко или смесь остаются основным питанием для крохи по крайней мере до 1 года. После года грудное молоко, хоть и не теряет свою полезность, но все же начинает выполнять вспомогательные функции;
– насильно кормить ребенка нельзя. Если малыш не ест – значит, он просто не голоден либо ему не нравится именно этот продукт и стоит предложить другой;
– за столом должна быть только еда, игрушек, развлечений, мультиков в процессе приема пищи быть не должно;
– очень важно разнообразие в еде (вкусы, внешний вид, консистенция и тд.)

Таким образом, разобрались, что есть что и с чем его едят)

Юлия Пальчевская, консультант по ГВ в Минске +375-29-661-60-56

Previous Post
Next Post