Грудное вскармливание в христианстве

«Блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк.11.27).

Отношение к грудному вскармливанию в Христианстве

В моменты отчаяния, когда стандартные методы налаживания грудного вскармливания уже не работают, мамочки часто обращаются к молитве. На самом деле, практически на всех очных визитах я вижу возле кроватки младенца иконы, следовательно обращение к Богу никому не чуждо. Известно, что у каждой иконы своя история и назначение, как и у святых, которым мы молимся. Если есть трудности в грудном вскармливании, нужно обращаться   к  Божией матери «Млекопитательница». Эта икона есть во многих Храмах и искренняя молитва ей помогает в преодолении сложностей с ГВ.

Христианство о кормлении грудью

Вопрос как выкормить новорожденного малыша начал остро вставать сравнительно недавно, в прошлом веке, с развитием цивилизации и уходом от естественности.

Упоминания о грудном вскармливании встречаются в Библии, образы кормящей матери можно увидеть на иконах, фресках и в живописи.

Чтобы не быть голословными, приведем несколько цитат:

«Кормление грудью — это первая и важная обязанность молодой матери-христианки в отношении новорожденного. И исполнять ее она должна сама, подражая в этом великим библейским женам: Сарре, Анне-пророчице, матери пророка Моисея и другим (Быт.21,7-8, Цар.1,22-24, Исх.2,7-9, Фес.2,7), — пишет Епископ Варнава (Беляев) в книге «Основы искусства святости».

Сарра родила сына Исаака в глубокой старости и это не помешало ей выкормить его грудью. «Дитя выросло и отнято от груди: и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак был отнят от груди» (Быт.21.8).  К слову, в те времена детей кормили долго – минимум 3 года, а после окончания кормления устраивали большой праздник.

Будущего пророка младенца Моисея, которого нашла  дочь египетского фараона, выкормила молоком не египтянка, а его соотечественница. И, вероятно, с молоком он и впитал любовь и привязанность к своему народу. О кормлении грудью речь идет и в Новом Завете. Одна женщина, уверовавшая во Христа, воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк.11.27).  В Книге Псалтырь встречается также упоминание о грудном вскармливании: «Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у груди матери моей» (Пс.21.10). В Толковой Библии дается такая интерпретация этих строк: «Вероятно мать Давида, когда кормила ещё его своей грудью, говорила ему о Боге, и вместе с молоком матери он воспринял высокое понятие о Нем, благоговение и преданность Ему».

Еще один момент: «Душа была во мне, как дитя, отнятое от груди» (Пс.130.2). Комментарий таков: «Отказываясь от всяких надменных помыслов, душа успокаивается в Боге, как младенец после принятия пищи на лоне матери». Так символично изображено кормление грудью.
В «Песни песней» говориться: «О, если бы ты был мне брат, сосавший груди матери моей!» (Песн.8.1). То есть молочное родство столь же значимо, как и кровное. О грудном вскармливании находятся упоминания и в апостольских текстах: «…мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1 Фес.2.7).

Очень емкое и яркое сравнение кормления грудным молоком и таинством причастия дает святой Иоанн Кронштадтский в книге «Моя жизнь во Христе»: «Что удивительно, что тебе предлагают в пищу и питие Тело и Кровь Свою Господь? Кто дал тебе в пищу плоть созданных Им животных, Тот дал, наконец, в пищу и питание и Самого Себя. Кто питал тебя сосцами матери, Тот, наконец, Сам взялся питать тебя Своею Плотию и Кровью, чтобы, подобно тому как с молоком материнским ты всосал в себя известные свойства матери, дух ее, так с Телом и Кровью Христа Спасителя всосал бы в себя Его дух и жизнь.

Или, как прежде в младенчестве ты питался матерью и жил ею, ее молоком, так теперь, выросши и ставши греховным человеком, ты питаешься Кровью своего Жизнодавца, дабы чрез то был жив и возрастал духовно в человека Божия, святого; короче: чтобы как тогда ты был сыном матери, так теперь был бы чадом Божиим, воспитанным, вскормленным Его Плотию и Кровью, паче же Духом Его — Плоть и Кровь Его дух суть и живот суть, — и соделался наследником Царствия Небесного, для которого ты и сотворен, для которого и живешь».
В отношении грудного вскармливания очень интересно и показательно жизнеописание родителей преподобного Сергия Радонежского, святых схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. «Между тем родители стали примечать в младенце нечто необыкновенное: если матери случалось вкушать мясную пищу, младенец не брал ее сосцов.

По средам и пятницам он вовсе оставался без пищи. Думали, что ребенок болен. Но, однако, осмотрев младенца со всех сторон, они видели, что он не болен и что на нем нет явных или скрытых признаков болезни: он не плакал, не стонал, не был печален. Но и лицом, и сердцем, и глазами младенец был весел и всячески радовался и ручками играл. Наконец обратили внимание на время, когда младенец не принимал сосцов матери». Оказалось, что во время беременности мать Сергия Радонежского строго соблюдала посты, и младенец привык к такому положению вещей, поэтому требовал пост и после рождения. Когда Мария стала строже соблюдать пост и совсем перестала употреблять мясную пищу, младенец, кроме среды и пятницы, дней поста, всегда питался ее молоком. А когда его отдали на кормление другой женщине, он не взял грудь. Признавал только молоко своей матери.

Преподобный Епифаний пишет: «Это было знамение, означающее, что от благого корня благая ветвь не оскверненным молоком должна быть вскормлена. Этот ребенок с детства был почитатель Господа, еще в самой утробе материнской и после рождения он к набожности был склонен и от самых пеленок Господа познал, к посту привыкал, и материнским молоком питаясь, вместе с вкушением этого молока воздержанию учился; и, будучи возрастом младенец, не как младенец поститься начинал, и младенцем воспитан был в чистоте, и более благочестием, чем молоком, вскормлен был; и до своего рождения он избран был Богом…».
Икона Божьей матери «Млекопитательница», которую можно часто увидеть в храмах, напоминает о том, что Богородица родила и вскормила молоком Господа Иисуса Христа. Следовательно, это можно считать эталоном того, как должно делать. В этом контексте сознательный отказ от грудного вскармливания можно расценить как преступление перед своим ребенком и перед Богом.

Молитва о грудном вскармливании

Приими, Госпоже Богородительнице, слезныя моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, а паче матерние скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающие их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О, Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих и в день радости избавления приими благодарное хваление сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков. Аминь.

Previous Post
Next Post